
Из всех 10 000 видов растительного царства на долю ядовитых растений приходится около двух процентов. Самым сильным из растительных ядов по праву считается кураре.
читать дальшеИстория не сохранила нам подробных сведений о том, когда ученые Европы узнали о существовании таинственного яда кураре. Первые сообщения о нем мы находим в книге монахов королевского двора Изабеллы Испанской (1516); затем в отчетах путешественников, участвовавших в экспедициях вверх по реке Амазонке в Гвиану и другие места американского континента.
Добывался яд из растений рода Стрихнос, произрастающих в Южной Америке. Индейцы смазывали им наконечники своих стрел, и поэтому кураре стали называть стрельным ядом. Вот одно из описаний охоты с помощью кураре.
"Индеец, вложив стрелу в сарбакан (сарбакан - духовое ружье, представляющее собой трубку, в которую вкладывают стрелу, смоченную ядом), поднес его к губам. Набрав побольше воздуха в легкие, он что было сил дунул в трубу. Тапир продолжал пастись, не подозревая об опасности. Вдруг он вздрогнул, перестал есть, потом принялся рвать корни... затем зашатался и упал. Кураре оказало свое действие: тапир был мертв".
Изучение кураре повлекло за собой открытие целого ряда удивительных явлений, что в значительной степени способствовало прогрессу науки. Большинство исследователей склонялось в XIX столетии к мысли, что переход возбуждения с нервного волокна на мышцу - это физический процесс, предегавляющий собой электрическое явление. Однако изучение действия кураре на организм породило сомнения в этом.
В 1851 году Клод Бернар, получив кураре в подарок от Наполеона III, своими опытами со всей определенностью доказал, что яд не оказывает никакого действия ни на мышцу, ни на нерв. Но тогда было непонятно, каким образом яд кураре убивал животное. Если и нерв, и мышца оставались невосприимчивыми к действию яда, откуда же возникало полное обездвиживание животного, иными словами, паралич всей скелетной мускулатуры? Даже спустя 20 с лишним лет; после опыта Бернара это оставалось загадкой.
В 1877 году Дюбуа Реймон писал по этому поводу: "Из известных естественных процессов, которые могли бы передавать возбуждение, стоит, по-моему, говорить только о двух. Либо на границе сокращающейся ткани имеет место раздражающая секреция... сильно возбуждающего вещества, либо это явление имеет электрическую природу".
Дальнейшие опыты с кураре заставляли ученых предположить, что между мышцей и нервным окончанием существует пространство - щель, в которой, по-видимому, находится некое вещество, чувствительное к действию яда кураре. Это место "контакта" нервных волокон друг с другом или нервного окончания с мышцей было названо синапсом (от греч. "смыкать"). Именно благодаря существованию синапса и гипотетического вещества, находящегося в нем, можно было понять, каким образом кураре убивает. Попав в организм, яд лишает вещество синапса возможности передавать нервный импульс с нерва на мышцу, и импульс, пробегая по нерву и достигнув его окончания, не может перескочить через образовавшуюся пропасть - синаптическую щель. Вот почему мышца бездействует. Хотя раненое животное готово бежать - страх и боль являются могучим стимулом к спасению, но мышцы не повинуются настойчивым призывам импульсов: они расслаблены, паралич дыхательной мускулатуры вызывает удушье, и животное погибает без видимой борьбы за жизнь.
Но история кураре на этом не закончилась. Новая страница его биографии, начатая в годы войны, продолжается и сейчас.
Каждый анестезиолог знает, чем опасен наркоз: увеличение дозы может привести к смерти пациента. Хирургу же для облегчения операции необходимо достаточное расслабление мышц больного, достигающееся только в состоянии глубокого сна. Как же избежать гибельного увеличения дозы наркотического вещества? Ученые различными методами пытались решить эту проблему. Наибольший эффект дали препараты - производные яда кураре.
В 1942 году два канадских анестезиолога Гриффит и Джонсон применили при операции одну из составных частей кураре - интокострин. Препарат оправдал долгие ожидания медиков: дозу наркотического вещества удаяось снизить до минимума за счет действия кураре, расслабляющего мышцы.
В современной анестезиологии роль производных яда кураре - миорелаксантов чрезвычайно велика. Историю этой отрасли медицины даже начали делить на два периода: до появления миорелаксантов и с начала их использования в клинике.
В любом рассказе о кураре не могут не быть упомянуты два других вещества, известных человечеству с незапамятных времен.
Дело в том, что из растений рода Стрихнос - источника кураре - французскими химиками Пеллетье и Каванту еще в 1818 году были выделены два алкалоида: стрихнин и бру-цин. И тот, и другой оказались сильнейшими ядами.
Однако спустя некоторое время выяснилось: только южноамериканские растения рода Стрихнос содержат яд кураре. Растения того же рода, произрастающие на других конти-тентах, этого яда не имели.
Но стрихнин и бруцин, выделенные из индонезийского растения, были также чрезвычайно ядовиты. Они вызывали у раненых животных приступы мучительных, следующих одна за другой судорог. Причиной смерти от этих ядов является паралич центральной нервной системы, истощенной чрезмерным возбуждением...
Но самым поразительным оказалось то, что эти яды обладали и целебным эффектом. В очень маленьких дозах стрихнин производит стимулирующее действие на органы чувств: обостряет обоняние, вкус, слух и даже осяззание. Под влиянием стрихнина повышается острота зрения, цветоощущение и увеличивается поле зрения. Природа сама приготовила лекарство, и человеку осталось только найти подходящую лечебную дозу.
Далее открытия целебных соединений среди растений следовали одно за другим.
Кураре необходим хирургам
Впервые стрельный яд кураре был использован как лечебное средство для снятия судорог, сопровождающих некоторые тяжелые нервные заболевания.
читать дальшеИз кураре было изготовлено лекарство, которым начали лечить больных столбняком, укушенных бешеными животными, эпилептиков. Однако получать достаточно очищенные препараты кураре было трудно, и это надолго задержало его применение в медицине. И лишь спустя более чем четыре века, после того как действие кураре стало известно европейцам, это средство прочно вошло в медицинскую практику. Прежде всего оно понадобилось хирургам.
В наше время анестезиолог уже не может обойтись без кураре или курареподобных препаратов. При больших операциях необходимо полное расслабление мускулатуры больного. Для этого применяют наркотические вещества, например эфир, в больших количествах. Однако чем больше доза наркотика, тем сильнее вредное влияние его на организм больного. Мысли ученых были направлены на то, как добиться полного расслабления мышц оперируемого без больших доз наркотических средств. И тогда вспомнили о стрельнем яде кураре. Механизм действия кураре был известен, очищенные препараты из кураре уже научились получать. Было решено применить одновременно наркотическое средство и кураре. Вначале провели опыты на животных, а затем эту комбинацию средств стали использовать и при операциях на людях. Успех превзошел все ожидания. Кураре не только расслаблял мышцы во время наркоза, но и усиливал действие наркотических средств. Применение кураре позволило, например, в два-три раза уменьшить количество эфира при операциях. После этого стало гораздо меньше серьезных послеоперационных осложнений.
Изготовление стрельного яда.
В самые последние годы стали применять препараты кураре для лечения переломов костей, вывихов. Интересно, что первыми это начали делать индейцы. Современники Колумба говорили, что индейцы использовали кураре при вправлении переломов. Они орошали рану лекарственным элексиром, в состав которого, очевидно, входил кураре. При этом конечность раненого становилась вялой и податливой, это позволяло придать ей естественную форму и уложить в деревянный лубок. Очевидно, концентрация кураре, применявшегося для лечения была значительно ниже, чем в смеси, использовавшейся в качестве стрельного яда.
Это замечательное свойство кураре при лечении переломов вплоть до последнего времени совершенно не использовалось. Для того чтобы поставить «на место» отломки костей и закрепить их в таком положении, приходилось прибегать к глубокому наркозу. При этом на усыпление больного требовалось много времени и большое количество наркотического вещества, которое может вызвать нежелательные осложнения. С помощью кураре та же цель достигается значительно быстрее и безопаснее.
Широкие возможности применения кураре в хирургии побудили начать интенсивные поиски новых лекарств с курареподобным типом действия. Для этого ученые решили искусственно создавать вещества, строение которых напоминало бы строение кураре, но было бы более простым. Созданием новых веществ занялись химики. Из химических лабораторий вновь полученные вещества поступали к биологам, которые в опытах на животных определяли, обладают ли эти вещества курареподобным действием.
После многих исследований было обнаружено, что некоторые из них, как и кураре, могут расслаблять мышцы. Значит, можно искусственно создать кура-реподобные средства, котбрые действуют не хуже, а во многих случаях даже лучше кураре.
В течение 10—15 лет ученые создали много эффективных лекарств, расслабляющих мышцы человека. И теперь у анестезиологов есть возможность в зависимости от характера операции и состояния больного выбрать нужное средство.
Яномами: убивающие ядом кураре
читать дальшеЯномами на языке индейцев значит «человек», или «человеческое существо». Индейцы живут вдоль побережья Амазонки, перманентно перебираясь с одного места на другое. Это вызвано исключительно аграрным аспектом их образа жизни. Яномами выращивают на отвоеванных у джунглей участках земли бананы, маниок и другие фруктовые и овощные культуры. Почва в здешних лесах бедная и быстро перестает плодоносить, что заставляет яномами покидать обжитые места, отправляясь в путешествия за лучшей жизнью.
Яномами селятся семейными кланами, насчитывающими до 50 человек. Клочок земли, который оккупирует клан, своими размерами немногим превышает 10-15 соток. Яномами живут в коммунальных хибарах. Да, все 40-50 человек поселения проживают в одной дискообразной хижине, сплетенной из лиан, листьев и сучьев. В «коммуналке» отсутствуют всякие стенки и перегородки, а центральная часть жилища настежь открыта всем непогодам. Здесь разводят костер, на котором готовят еду.
Пища индейцев - вопрос отдельный, но не настолько занимательный, как вы, уважаемые друзья, можете представить. Да, бананы. Причем яномами готовят из бананов кашу, употребляемую в горячем виде. Кашу приправляют некоторыми видами трав и листьев, придающими блюду некоторую остроту. Кстати, яномами умудряются обходиться без соли. Где ее взять? А когда их угощают солью туристы, то они запросто ее съедают в чистом виде.
В почете у индейцев и другие экзотические фрукты, которые в течение дня собирают женщины и дети. Но основное горячее блюдо - всевозможная вареная и печеная рыба. Мальчики ловят рыбу при помощи лука и стрел (подстреливают рыбу прямо в воде в специальных запрудах, кои роют вручную). А взрослые индейцы рыбу травят - в самом прямом смысле. Забрасывают реку некой сочной травой, поедая которую, рыба засыпает и всплывает на поверхность вверх пузом. Далее ее собирают руками. Здесь необходимо отметить, что яномами рыбачат разумно, исходя из принципа: лучше выловить меньше рыбы, чем больше того, что требуется на прокорм шаборно - семейного клана.
Взрослые мужчины ходят на охоту. Но охота сопряжена с религиозными табу индейцев. Яномами свято верят, что после смерти их души переселяются в тела некоторых животных: души мужчин - в тела орлов и обезьян, а души женщин - в тела амазонских выдр. Естественно, убийство этих животных - смертный грех, на который не отважится даже самый голодный индеец. Убийство выдры, по убеждению яномами, влечет смерть женщины и ребенка их клана. А если даже случайно убить орла или обезьянку, то смертельный недуг обрушится на одного из мужчин шаборно. Поэтому право на охоту получают только взрослые мужчины.
Лук - основное оружие яномами. Стрелы отравлены ядом кураре. Удивительно, что умерщвленные ядом кураре животные поглощаются индейцами в полусыром виде, но никакого вреда самочувствию и здоровью аборигенов не причиняют. В то же время известно немало случаев, когда пришельцы (туристы и миссионеры) после «угощения» дарами джунглей умирали прямо у костра. Вероятно, у яномами выработался стойкий иммунитет к кураре.
Вызывает восторг и поразительная точность стрельбы из лука индейцев. Промах - случай редкий и вопиющий. Промахнулся - отправляйся на пенсию ловить с детьми ящериц и змей на ужин семейному клану. С таким охотником тут же разведется жена (об этом чуть позже). Стрельба в стиле Вильгельма Телля поражает потому, что индейцы яномами находятся в постоянном состоянии нирваны: вечно жуют табак и листья коки. Однако хладнокровие и твердость руки аборигенов не подводят. Яномами невозможно вывести из себя. Драки и поножовщина в этом племени полностью отсутствуют. Случаются дуэли на палках из-за женщин, но до крови и увечий они никогда не доходят. Первый же синяк или шишка - сигнал к окончанию поединка. Яномами на редкость миролюбивое племя.
Как индейцы женятся? Весьма оригинально. К браку допускается каждая девушка уже через месяц после первой менструации. Случилось кровотечение, и индианку запирают в хижине на целый месяц. Бедняжку кормят только раз в неделю! А после «карантина» тело невесты разрисовывают яркими красками, и к ней на законных основаниях может пожаловать жених из соседнего шаборно. Он не имеет права прикоснуться к избраннице, пока не получит разрешение родителей девушки. Жених живет в общей хижине и вкалывает на клан в три погибели (женихам достаются самые тяжелые и неблагодарные работы). «Зарплату» он получает едой с общего стола. Так может пройти неделя или пара месяцев. А затем жених у всех на глазах «превращается» в мужа. Никакой свадьбы, никаких торжеств, подарков и угощений. Все просто и обыденно, как будто ничего и не случилось.
Так же банально проходит развод. Причем развестись может только жена. Она уходит к другому (обязательно одинокому) мужчине и становится его законной женой, всего-навсего вывесив на его хижине свою потертую циновку. Мнение мужчины никого не интересует: тебя выбрали - радуйся!
Не может не шокировать обряд «погребения» индейцев яномами, который они свято чтят по сей день. Тело усопшего выдерживают на открытом воздухе денек-другой, а затем в присутствии многочисленных членов нескольких родственных кланов сжигают на костре. Далее еще не остывший прах и обуглившиеся кости измельчают камнями в мелкий порошок, которым приправляют кашу из бананов и пахучих трав. А потом это каннибальское блюдо торжественно съедают всей честной компанией. Так, по мнению индейцев, сохраняется и передается соплеменникам мудрость старших товарищей.
Все может быть. Может, мудрость усопших и передается через банановую похлебку, но яномами вымирают. С каждым годом представителей этого племени становится все меньше и меньше. И если в самое ближайшее время власти Бразилии и Венесуэлы не предпримут решительных мер, то эти индейцы навеки сгинут с лица земли...Яд парализует окончания двигательных нервов всех поперечно-полосатых мышц, а следовательно и мышц, заведующих дыханием, и смерть наступает от удушья при почти ненарушенном сознании. При весьма малых дозах, возможно возвратить к жизни поддержанием искусственного дыхания (яд выделяется почками). Для отравления достаточно царапины в коже. Применяется в физиологической практике и для обездвиживания экспериментальных животных.
Экстракт укладывают в бамбуковые трубки 25 см длиной и используют для смазывания стрел при стрельбе из лука при охоте на мелкого зверя. Главным компонентом служат алкалоиды корня Chondrodendron tomentosum Ruiz et Pav. семейство Menispermaceae
Поскольку кураре, расфасованный в бамбуковых трубках, обладал самым сильным фармакологическим действием, главный алкалоид был назван тубокурарином. Его гидрохлорид применяется в хирургии для расслабления скелетных мышц. Тубокурарин-хлорид используют также для лечения столбняка и конвульсий при отравлении стрихнином.
Пот-кураре (Горшочный кураре)
Экстракт помещается в мелкие глиняные необожженные горшочки и употребляется при охоте на птицу. Из жилок листа пальмы вырезают мелкие легкие стрелы, заостренные кончики которых смазывают ядом; стрелу закладывают в полую бамбуковую трубку, служащую "ружьем", и стрелу выдувают, направляя на птицу, которая, будучи задета бесшумной стрелой, падает камнем. Для этой прописи используют кору Strychnos castelniaeana Wedd. и, вероятно, виды Chondrodendron.
Калабаш-кураре (Тыквенный кураре)
Хранят в плодах мелкой посудной тыквы. Этот экстракт наиболее ядовит и применяется для стрел и наконечников копий при охоте на крупного зверя и при военных операциях. Важнейшей составной частью экстракта являются алкалоиды коры сильно ядовитого растения Strychnos toxifera Schomb.
Ломиель, так - так! Кого собралась травить?
Ведь правда же? )))
А что, очень даже симпатичный!